Kazbei.org - виртуальная площадка для обсуждения будущего страны.

Казбек Бейсебаев

Какой казахский язык нужен нам

2 июня 2012, 09:16

На мой взгляд, одной из причин того, почему казахский язык до сих пор не стал государственным языком является то, что мы еще не определились с вопросом: какой казахский язык нужен нам.
 

Любой язык, казахский язык не исключение, словно живой организм развивается, используя неологизмы и принимая в себя слова из других языков. Это абсолютно объективный процесс, которому противостоять невозможно. Особенно, в эпоху глобализации и развития новых технологий, когда в нашу жизнь стремительно вводятся новые предметы и, соответственно, новые слова. Не будем же мы переводить на казахский язык «айфон» и «айпад». Но теме не менее, у нас продолжает преобладает подход, когда идет тотальная ревизия лексики казахского языка. Вводятся новые слова и всем общепринятым международным словам найдены эквиваленты. Всемирно распространенное слово и явление «интернет» заменили словом «ғаламтор». Также вместо «клавиатуры» мы должны говорить «пернетақта», а вместо привычного «балкон» - «қылтима». Быстро и без всякого объяснения вывели из нашего лексикона ставшими привычными и употребляемые во всем мире слова «цивилизация», «кредит», «класс», «финансы», «транспорт», «юстиция» и вместо них ввели обязательное употребление «өркениет», «несие», «сынып», «қаржы», «көлік», «әділет». Конечно, никто не выступает против использования исконно казахских слов, но почему нельзя их употреблять вмести или параллельно? А как заменить казахскими словами специфичные банковские термины «авизо», «аккредитив», андерайтинг», «аннуитет», «хеджирование», «фьючерсные сделки» …?
 

Вместе с тем, несмотря на попытки очистить казахский язык от заимствованных слов, мы продолжаем на разговорном уровне использовать русские слова, немного видоизменяя на казахский манер. Если взять автомобильную тему, то любой казах скажет примерно так: «поворот жанбайды, тормозды бас, багажникты аш, скоростьтан ал, нейтралкаға қой и т.д.. По-казахски мы должны говорить «телефон соғу или қоңырау шалу». Но мы употребляем искаженное «звандау» от русского слова «звонить». Часто слышишь, когда в разговорной речи употребляют русские слова в своих разговорах: мен обязательно келемін, любой уақытта мен дайымын, маған сразу жуап берші...
 

Из этого следует, что, если, мы сейчас не предпримем меры по защите казахского языка, то в скором времени получим два казахского языка: один бытовой и разговорный, а другой канцелярский и для большинства непонятный.
 

Повсеместная замена принятых во всем мире терминов привело к обратному результату. Казахи более или менее сносно говорившие на родном языке, вдруг одночасье стали не только не в состоянии изъясняться, но и не понимать то, что пишется в газетах и говорится по радио и телевидению.
 

Отчасти неэффективность казахского языка объясняется также тем, что при его внедрении применяются сугубо административный подход со всеми вытекающими последствиями. Кроме того, складывается впечатление, что такая серьезная государственная задача по внедрению государственного языка возложена на людей, которые, может быть, хорошо владеют родным языком, но весьма далеки от такой науки, как языкознание. Нет единого методологического подхода в составлении словарей и разговорников казахского языка. Каждый автор трактует по своему, исходя из особенностей региона, выходцем которой он является.
 

Существуют два обстоятельства, способствующие к изучению языка. Первое – это интерес и второе – это обстоятельства. К сожалению, пока в Казахстане и то и другое отсутствуют.
 

Языковая ситуация, аналогичная в Казахстане, была в 19 веке в Венгрии, где знать говорила на немецком языке, а венгерский язык был уделом крестьян и слуг. Венграм удалось выправить ситуацию и, в 1844 году венгерский язык де-юре и де-факто стал государственным языком страны.
 

Для этого, как представляется автору, нужно немного. Для начала не считать ошибкой употребление некоторых широко и давно употребляемых слов из других языков. Кроме того, решение проблемы казахского языка не требует больших финансовых затрат, внешних инвестиций и какой-то подготовительной работы. Ученик в виде народа есть, осталось дело за учителем государством.
 

Поэтому приглашаю к дискуссии и прошу высказать свои мнения по теме казахского языка. Считаю, что наш казахский язык должен соответствовать требованиям и условиям сегодняшнего времени. Возможно, на этой странице начать создание словаря современного казахского языка.
 

Добавить комментарий

Уважаемые посетители! Данный сайт предназначен для обсуждения и поэтому прошу соблюдать правила дискуссии. Будьте взаимно вежливыми не переходите на личности и оскорбления. Не разжигайте национальную и социальную рознь. Давайте думать о том, как нам обустроить нашу Родину Казахстан.

Отправить
Комментарии (35)
Тетя
18 июня 2012, 20:47
-1 1 +1
Сладкий мальчик!!!!!!Тфу, тфу,тфу!!!
Алма
20 июня 2012, 19:38
-1 1 +1
ең бірінші осы мәселні қазақша талқылау керек
в первую очередь эту проблему нужно обсуждать на казахском

осы тәсілмен жаза бастасаңыздар, ел қызыға бастайды
если начнете писать таким методом, народ заинтересуется
izzya
29 июня 2012, 10:49
-1 1 +1
Насчет двух казахских языков - вы правы, уже сейчас как в каком-нибудь Египте по официальному хабару слышишь совсем другой казахский, в отличие от того, с чем сталкиваешься \"на улице\". От этого и учить тяжелее.
kazmazkraz
29 июня 2012, 12:36
-1 1 +1
)))) қатырдың,турасын айтқанда мынадай қазақша керек емес,қазақта бір тіл бар ол Қазақ тілі
Гость
2 июля 2012, 13:22
-1 2 +1
Вчера в аэропорту Алматы видел рекламу казино в Капчагае на казахском языке. Во всем мире казино как казино, а у нас ойынхана.. Во всем мире ресторан, а у нас мейрамхана. Ресторан это место, где кушают, а не проводят праздники. Везде мы хотим отличиться......
Сауле Оразымбетова
2 июля 2012, 23:08
-1 1 +1
Очень хотелось бы изучить и говорить на родном языке. Конечно, нужно осознать почему я этого не делаю? Потребность есть, но почему то до сих пор ....
Сауле Оразымбетова
7 июля 2012, 14:16
-1 2 +1
Различила одну из путей активации к знанию и сохранения родного языка. В европейских странах сдавая соответствующий сертифицированный тест на знание территориального языка сдающий получает возможность получить образование за счёт соответствующего бюджета ( многое зависит от самого государства, системы управления и т.д. и т.п.) Проще сказать, разрабатывается программа на государственном уровне и сдающий тест на знание казахского языка каждый получает доступ на образование на имеющиеся специальности. При этом, естесственно, нужно иметь качественное образование на приоритетные востребованные профессии на казахском языке. Тем самым мы сохраняем и развиваем свой язык, культуру....цивилизацию....
30 июля 2012, 02:09
-1 1 +1
Я кое-что писал по этому поводу, можно посмотреть здесь:
http://www.mk-kz.kz/article/2012/05/15/703472-attack-a-throat.html
Скиф
4 августа 2012, 07:13
-1 0 +1
Я не силен в казахской грамматике, но опыт учебы на курсах))) В англ.яз., если не считать староанглийского, вообще нет т.н. уважительной формы в грамматике и от этого никто не страдает. Хоть генерал, хоть рядовой все you. В каз. это форма плюс вариации множ. числа плюс разновидности во времени, плюс варианты в зависимости от адресата и адресуемого и т.д наворочены неимоверно. Белорусам вообще кайф – как слышим, так и пишем. Я не говорю, что все надо менять, но «демократизировать» язык упрощая орфографию и грам,считаю, следовало бы. Для пользы дела: изучения и освоения языка. Сравните, насколько проста устная речь и сложна грамматика. Но решать отечественным лингвистам и самому народу, воспримет или не воспримет.
12 мая 2014, 18:52
-1 0 +1
упрощать в угоду изучающим грамматику не стоит. надо просто помогать в изучении. существуют языки намного сложнее казахского, и все учат. нужны доступные материалы для изучения. ну и хоть какая-то стандартизация
Скиф
5 августа 2012, 11:28
-1 1 +1
почему мои комменты были приняты на контроль и не прошли? Я разве призывал к свержению, розни и пр.?
5 августа 2012, 12:34
-1 1 +1
Скиф у меня с 24 до 08 перерыв. Забыл опубликовать. Извини
Скиф
5 августа 2012, 15:36
-1 1 +1
Казеке, попутно предлагаю тему про увеличение пенсионного возраста для женщин. Это позор и вопиющая глупость, на краю с дискриминацией нации. Мы на корню уничтожим и уже уничтожаем институт казахских апашек-бабушек. Ни один детский садик не даст внукам, того, что дали нам наши святые бабушки.Родители постоянно на работе, дедушки не доживают до пенсии (даже Калмырзаев), и остаются только бабушки, кто может рассказать народную сказку, научить ласке и любви, родному языку. Мы хотим опять загнать наших женщин в хомут, а нас спросили? Перед выборами и акжоловцы, и коммунисты, даже некоторые нуротановцы обещают поставить вопрос о снижении пенсионного возраста… Но имеем то, что имеем на сегодня.Даже молодые депутаты не всегда понимают, что это касается их, в первую очередь.Мы то доживем как-нибудь, не такое терпели, но им, при их постоянном «одобрям-сь», потолок установят до 70, а лучше до 80. Единым махом проблема будет решена, при толпах безработной молодежи. Эту тему надо будоражить и зарубить на корню, потому что и Патриарх и его министры уже талдычат о постепенном переходе. Знаем мы эти постепенно, проходили)))
Скиф
12 июня 2013, 18:55
-1 1 +1
10 месяцев назад чего я сильно опасался, то и произошло...
Скиф
5 августа 2012, 11:33
-1 1 +1
Попробую повторить: я не силен в казахской грамматике, но опыт учебы на курсах))) В англ.яз., если не считать староанглийского, вообще нет т.н. уважительной формы в грамматике и от этого никто не страдает. Хоть генерал, хоть рядовой все you. В каз. это форма плюс вариации множ. числа плюс разновидности во времени, плюс варианты в зависимости от адресата и адресуемого и т.д наворочены неимоверно. Белорусам вообще кайф – как слышим, так и пишем. Я не говорю, что все надо менять, но «демократизировать» язык упрощая орфографию и грамматику, считаю, следовало бы. Для пользы дела: изучения и освоения языка. Сравните, насколько проста устная речь и сложна грамматика. Но решать отечественным лингвистам и самому народу, воспримет или не воспримет. Переход на латиницу, ИМХО, решит попутно и эти проблемы. Может ошибаюсь, но мы ведь собираеся здесь, чтобы думать и предлагать?
Айжан
1 сентября 2012, 02:42
-1 1 +1
На английском языке You есть Вы, был и ты Tou, то есть ты, которое уже забыто....
Думающий
26 августа 2012, 12:12
-1 1 +1
Далеко ходить не буду-у меня балдыз-училась в казахской школе,по русски практически не говорила.Так вот после школы в институт поступить не смогла,решили пойти в колледж,и что же вышло?Бесплатно учиться места только на русском языке обучения.Казахских групп очень мало.Есть только платные.Сейчас учится на втором курсе-русский знает отлично-даже старостой в группе стала!Вот вам и образование!Вот вам и развитие родного языка!Хотя она сирота,училась в аульской школе и ни каких льгот при поступлении не имела.Сейчас ей за хорошую учебу стипендию платят!
Айжан
1 сентября 2012, 02:40
-1 1 +1
Я согласна с Вами, что язык развивается, как живой организм.Казахский язык, медленно развивался в СССР, на первом месте был русский язык. В современном обществе развивается \"обособленно\", в отрыве от мира. На мой взгляд, надо его развивать , как все другие языки мира, язык должен быть простым, доброжелательным, \" стандартизированным\" - подумать , как бы лучше звучало доброе утро, добрый день, желаю Вам хорошего дня, желаю Вам хороших выходных, пожалуйста... Весь мир говорит \"пожалуйста\", на казахском языке есть перевод \"мархабат\", но мы это никогда не слышим и не произносим в своей речи...
Казах
24 октября 2012, 15:03
-1 0 +1
Нужен английский. Есть всякие методики. Вот выдавать в библиотеках. Будем брать учить. Плюс курсы организовать. Английский язык - язык будущего.
аноним
7 февраля 2013, 15:20
-1 0 +1
может свалишь в Англию, умник? без таких крыс как ты как нить прорвемся.
Askar
25 октября 2012, 15:40
-1 -2 +1
Казакша сойлендер, орыстын малын болмай
аноним
7 февраля 2013, 15:19
-1 -2 +1
дұрыс айтасыз! көп жасаңыз!
еrlasha
12 ноября 2012, 20:15
-1 1 +1
язык нужно развивать и он безусловно будет развиваться, если этот процесс будет протекать в правильном русле
гость
12 января 2013, 16:27
-1 1 +1
Елбасы должен дожит свой хански век только потом будем обсуждать эту тему, а то хоть сегодня можно внедрит свой родной язык , но елбасыыы!!!, любит русских не хочет чтобы они обиделись,
русский
15 января 2013, 03:39
-1 1 +1
Сожалею что снова наткнулся на эту глупость о том что кто то \"любит русских\". На минуточку, Казахстан светское много национальное государство и обязанность главы государства учитывать все этносы проживающие в нашей стране. Русские или скажем так славяне - это почти 40% населения. Мы работаем на всех наукоемких производствах, мы создаём реальный нац. продукт. Добываем, плавим, изготовляем, изобретаем, внедряем... Мы добываем золото и прославляем Казахстан на международных играх, олимпиадах и спартакиадах. Мы в Казахстане не приживалки, а равноправные граждане.
Ну и по поводу \"сегодня внедрить свой родной язык\". Как говориться в русской народной пословице \"спешка нужна при ловле блох и при поносе\". Думаю что Казахстану спешить некуда. Президент и рад бы может \"внедрить\", да как же будет работать народное то хозяйство? Ведь вся промышленность, вся наука, медицина, все говорит и пишет и думает на русском языке. Ну вот представьте что завтра по указу все и вся стало только на казахском языке... Ну для аула или для базара это не страшно, они и не заметят, а для производства? Так что тарапится не надо понимааашь.
аноним
7 февраля 2013, 14:42
-1 1 +1
когда слышишь такие идиотизмы от русских, не знаешь смеяться или плакать? смеяться надо над их ущербным умом которые воспринимают всех казахов за идиотов. постращали и казахи испугались что без русского языка и русских наступит Апокалипсис. а плакать надо над тем какими идиотами некоторые наши граждане-русские являются. производство как заговорило на русском когда то в России (или хотите сказать производственные термины и слова придумали русские люди?) так и заговорит на казахском, без ущерба для кого бы то ни было. Русские не пупы земли и не самые на свете незаменимые спиздолицы. Если бы были такими уж спиздолицами спасли бы свою матушку Россию от бардака. Торопиться надо. Казахский язык ничем не хуже. была бы воля, за месяц вся страна заговорила бы на казахском в любой ветви экономической, политической и культурной жизни
tocha1958@mail.ru
13 июля 2013, 21:12
-1 1 +1
Уважаемый аноним! Русский сказал все правильно. Резкий переход к казахскому языку опасен для Казахстана. Мы последними получили суверенитет, мы последними вышли из рублевой зоны. Теперь и языком займемся серьезно и неспеша. Но это будет наверняка. И на латиницу тоже перейдем. Просто лаяться, огрызаться или просто ругаться бесполезно. Все надо делать с умом, не допускать ошибок, как узбеки с переходом на латинский, как киргизы с бесконечными революциями. Будет стабильность сделаем все, необходимое нам, и нашей стране. Сейчас другое время, надо учитывать все факторы, а их миллионы.Допустим одну ошибку, вреда нанесем на многие годы.
12 мая 2014, 18:57
-1 0 +1
согласен. поддерживаю идею плавного перехода. последние 20 лет у нас просто нет ни плана, ни методики. поставить цель: к 2020 - 60% владения (проверять согласно нормально разработанному тесту), к 2025 - 90% владения. и на каждом из этапов план того, как будем ПОМОГАТЬ изучающим, а не гноить не владеющих. побольше дублированных фильмов и передач на ТВ.
Казах
23 апреля 2013, 17:48
-1 0 +1
Эй Русак, ты что гонишь !!! Обрати внимание на свои слова Ну вот представьте что завтра по указу все и вся стало только на казахском языке... Ну для аула или для базара это не страшно, они и не заметят \" Да ты что со всем страх потерял, как вы привыкли унижать казахов Аул и базар, как будто казахи только там и находятся . Мы без вас обойдемся
Обеспокоенная
1 апреля 2013, 17:08
-1 1 +1
Полностью согласна с автором. Но и тут \"рыба гниет с головы\". У нас есть государственное ведомство, Комитет по языкам. Но он, похоже, только делит деньги между многочисленными авторами \"терминологических словарей\", которые и придумывают псевдоказахские слова вместо принятых во всем мире, для того чтобы нарастить толщину своих словарей и получить побольше гонорары.На совести этих горе-патриотов и горе-ученых 20-летняя вакханалия с казахским языком, кстати, оплачиваемая налогоплательщиками. Почему бы просто не запретить перевод общепринятых в мире слов на казахский язык? Позорище: эуезжай -вместо аэропорта, кюйтабак - CD и т.д.... Мой сын учился на казахском отделении в техническом вузе, так там даже дифференциал и интеграл умудрились перевести!
tocha1958@mail.ru
13 июля 2013, 21:27
-1 0 +1
Обеспокоенной. Уважаемая, если Терминком не будет заменять или переводить иностранные слова, то казахский язык превратится в пиджин-инглиш. Сейчас может быть трудно усвоить или запомнить эти слова, но потом они станут родными(привычными). А то представьте казахский язык без замены заимствованных слов: Программист компьютеринин мышкасын жогалтып, клавиатурасымен курсорды экранда жылжыта алмады. Или: Менеджер офистен соткамен шефине звондады. Тебе это нравится?
не круто
30 января 2014, 11:18
-1 0 +1
нет не нравится!
12 мая 2014, 18:59
-1 0 +1
грань между пиджин руссиш и слишком навороченных казахиш (который ни один носитель не понимает) очень сложно прочертить. нужно общественное обсуждение и утверждение. может неправительственная коммиссия.
Madina
12 февраля 2014, 13:20
-1 0 +1
Казахский язык развиваться не будет, и точка! Пример тому, назовите 5 современных признанных в мире казахских писателей? А хотя бы признанных и читаемых только у нас в Казахстане? Советская власть давно ушла, язык никто не гнобит, казахоговорящих много в Казахстане. Где? Где? Где?!<br/>В то время, как мир естественно развивается невероятно быстрыми темпами, казахский язык, который давно пребывает в состоянии комы, пытаются искусственно накачать анаболиками.
12 мая 2014, 19:04
-1 0 +1
ответ простой - поддерживать современных писателей. по всем тематикам. тем, кто создает оригинальный контент (не только переводы). детская литература в первую очередь. не обязательно деньгами, а хотя бы просто рекламой.
Данный проект создан и содержится за счет моих собственных средств. Для его полноценного и эффективного функционирования необходимо техническое и финансовое содействие.